Самые лучшие автомобильные сайты.

История автомобиля ОКА

Официальная история создания "Оки"
хорошо известна. На начальной стадии разработка микроавтомобиля типа Fiat-126 велась на СеАЗе (г. Серпухов), отсюда и название "Ока". Основная работа по "Оке" началась на ВАЗе в 1981 г. В качестве аналога была выбрана Daihatsu Cuore. Двигатель взяли у «восьмерки», убрав два цилиндра. С 1987 г. - конвейерная сборка на КамАЗе.

Однако, найденные недавно документы доказывают, что в СССР в начале 50-х годов уже выпускался автомобиль с названием "Ока", весьма близкий по концепции к современной "Оке"!

К началу расследования подтолкнула уникальная находка в поселке Кошняки Калужской области. Местными "следопытами" был найден кузов с элементами подвески от какого-то маленького автомобиля. Кузов был сильно поврежден, но подкапотную табличку удалось частично прочитать. Невероятно, но на ней стояло название "Ока" и выбит 1956 г. выпуска. То есть машина была выпущена еще до начала работ по "Запорожцу". Исследование архивов НАМИ позволило пролить некоторый свет на эту историю.

Она началась в 1952 г. Большой энтузиаст маленьких автомобилей, ведущий инженер кафедры задней подвески НАМИ М.В. Ящикевич самостоятельно построил ходовой образец новой машины. За основу был взят трофейный Adler Trumpf Junior, знакомый нам по фильму "Кавказская пленница". Эта машина имела передний привод, что и определило компоновку нового автомобиля. Поскольку кузов был понтонной конструкции (без крыльев), с гораздо более коротким капотом, то четырехцилиндровый двигатель пришлось обрезать на два цилиндра. Мощность составила всего 15 л.с. Конструктор назвал машину "Ока", так как сам был из Рязани. Решение о постановке на конвейер тогда давало высшее руководство. "Вождю народов" машина не понравилась. Очевидцы вспоминают, что Сталин сказал: "Зачем нам "Ока"? У нас еще "Волги" нет"... Эти слова послужили началом для проектирования ГАЗ-21 "Волга" и концом для Ящикевича. Проект "Ока" попал на полки архива НАМИ. К нему вернулись в конце 1953 г., после смерти Сталина. На Ижорском заводе были организованы испытания опытных образцов, а затем и конвейерная сборка нескольких партий машин. С 1954 по 1958 г. было выпущено около 1200 автомобилей "Ока".

Единственное сохранившееся фото первой "Оки"
из архива семьи Соколовских.

Так же как прототип Ящикевича, машина имела редкий для того времени четырехместный кузов хэтчбек и выглядела вполне современно. Модернизированный двигатель 22 л.с. разгонял ее до 90 км/ч. Расход топлива 6,5 л на 100 км. Единственно, чего не удалось добиться, это действительно низкой цены. Сделать "Оку" доступной даже инженеру не получилось. Известно, что побывавший в СССР на фестивале Молодежи и студентов 1957 г. гениальный английский конструктор, автор будущего "Mini" Алек Иссигонис восторгался "Окой" и даже купил один автомобиль. К сожалению, внутренняя борьба ведомств и заводов привела к прекращению производства "Оки". В 1960 г. нишу "малого народного автомобиля" занял "Запорожец-965". А в 1965-м пожар уничтожил документацию и оснастку по "Оке", возобновление производства стало практически невозможным. Так получилось, что об этой машине совершенно забыли. "Ока" не была ни престижной, как "ЗИС-110", ни массовой, как "Победа" и "Волга". Не осталось ни одного целого автомобиля, так же как не осталось в живых их владельцев. Лишь в одной семье удалось найти уникальную фотографию машины, принадлежавшей хирургу Ф.Н. Соколовскому. Но энтузиасты-реставраторы попробуют восстановить историческую справедливость. Найденная "Ока" будет восстановлена максимально близко к оригиналу и выставлена в музее ретроавтомобилей в Москве.