Самые лучшие автомобильные сайты.

История автомобиля МАЗ

Нынешний год — юбилейный для Минского автозавода. 60 лет тому назад,
9 августа 1944 г., Государственный комитет обороны принял постановление о сооружении автосборочного завода в Минске.

Производство действительно началось со сборки автомобилей из узлов и деталей, поставлявшихся со стороны: уже в октябре 1947 г. завод изготовил первые пять самосвалов МАЗ-205 (копия разработанного в Ярославле самосвала ЯАЗ-205). Однако в дальнейшем здесь освоили выпуск практически всех узлов и агрегатов (за исключением двигателя), что доказало: автозавод состоялся. Его коллектив, несмотря на огромные сложности восстановления полностью разрушенного войной хозяйства республики, сумел построить завод и начать выпуск большегрузного автомобиля-самосвала. Впрочем, и сама машина была своего рода "ребенком" Великой Отечественной войны: задачу на ее разработку поставили в начале 1942 г., в самый разгар Сталинградского сражения.

Таким образом, самосвал МАЗ-205 можно считать первым поколением автомобильной техники Минского автозавода. За его разработку и внедрение в производство, а также создание его бортовой модификации, к выпуску которой приступил ЯАЗ, в то время группе специалистов была присуждена Сталинская (Государственная) премия. В том числе троим мазовцам: главному инженеру Б.В. Обухову, главному конструктору Г.М. Кокину и главному технологу М.Ю. Коне.

Интенсивная модернизация заготовительных и ме-ханообрабатывающих цехов позволила заводу не только очень быстро наращивать объемы выпуска самосвалов, но и начать изготовление бортовых автомобилей МАЗ-200, которые под маркой ЯАЗ-200 выпускал Ярославский автозавод, причем надо отметить, что уже в плане 1949 г. был намечено удвоить выпуск МАЗ-200 по сравнению с выпуском МАЗ-205.

Такие высокие темпы роста объемов производства потребовали соответствующего увеличения выпуска мощных двигателей. Занимался же ими только ЯАЗ. Поэтому было принято решение: с января 1950 г. ЯАЗ прекращает выпуск автомобилей ЯАЗ-200 и освободившиеся мощности использует для увеличения объемов выпуска двигателей, а производство двухосных бортовых автомобилей сосредотачивается на МАЗе.

Объемы производственной программы из года в год росли. Например, выпуск самосвалов МАЗ-205 ежегодно удваивался. Совершенствовались и сами машины: они становились надежнее, повышались другие их эксплуатационные показатели. Но росли и потребности страны. И прежде всего — гидростроителей. Стало очевидным: наряду с выпускаемым самосвалом нужна и более производительная машина. И она была разработана — МАЗ-525 уникальной для того времени грузоподъемности — 25 т. Этот автомобиль создало специальное конструкторское бюро объекта (КБО), возглавляемое Б.Л. Шапошником — одним из ведущих конструкторов отрасли (в предвоенные годы он был главным конструктором ЗИСа, в годы войны — УАЗа).

Самосвал МАЗ-525 начали выпускать в сентябре 1950 г. Вскоре он блестяще себя показал и заслужил признание строителей ГЭС на Волге, Днепре, Ангаре, Ниле, Северо-Двинского и Главного туркменского каналов. Таким же авторитетом пользовалась и вторая модель этого семейства, самосвал МАЗ-530 грузоподъемностью 40 т, поставленный на производство в 1957 г. Он был первым из отечественных грузовых АТС, получивших признание международной автомобильной общественности: на Всемирной промышленной выставке, проходившей в Брюсселе, его удостоили высшей ее награды — Гран-При, В 1958 г. производство этих уникальных АТС было передано новому предприятию — БелАЗу.

Основной же продукцией завода на протяжение 18 лет оставались автомобили МАЗ-200 и МАЗ-205, на смену которым лишь в 1966 г. пришло семейство МАЗ-500, ставшие новой "вехой" в отечественном автомобилестроении. На них, например, конструкторы впервые применили принципиально новую для АТС большой грузоподъемности компоновку — кабину над двигателем.

Новое семейство представляло собой модельный ряд, в который помимо самосвала, входили бортовой автомобиль, автомобиль-тягач, автомобиль-лесовоз, а также шасси для размещения на нем различного специального оборудования. Росли и объемы выпуска. В итоге к началу 1968 г. МАЗ превысил свою проектную мощность (24 тыс. АТС в год).

За создание большегрузных автомобилей и автопоездов семейства МАЗ-500 группе специалистов завода присвоили звание лауреатов Государственной премии СССР.

Дальнейшее совершенствование техники МАЗа связано с разработкой и постановкой на производство в начале 1970-х годов автомобилей семейства МАЗ-5335, которые пришли на смену автомобилям семейства МАЗ-500 и модернизированным МАЗ-500А. Они выгодно отличались от своих предшественников.

Так, базовая модель, МАЗ-5335, гарантировала потребителям ресурс 320 тыс. км пробега, что было неплохим по тем временам показателем. Разработанные на ее базе седельные тягачи использовались в составе автопоездов для междугородных и международных перевозок грузов.

1981 г. стал началом очередного этапа развития МАЗа: 19 мая с его главного конвейера сошел двухосный тягач МАЗ-5432 — первый из следующего поколения (семейство МАЗ-6422). Он получил новую комфортабельную (с панорамным стеклом, двумя спальными местами, панелью приборов из композиции мягкого пенополиуретана и декоративной пленки) кабину, приобрел современный внешний вид, в его конструкцию вошли самые передовые технические решения. Например, новейшие системы переднего и заднего подрессоривания; все его узлы (такие, как балка передней оси, рама, задние мосты) стали вдвое надежнее и долговечнее; серьезные изменения претерпели тормозная система и система электрооборудования; впервые применены новые турбонаддувные дизели ЯМЗ. Итог: ресурс АТС нового семейства возрос до 600 тыс. км пробега, т. е. практически в 2 раза.

С 1981 по 1988 г. автозавод полностью заменил всю выпускаемую им гамму автомобилей. Так, в 1983 г. на производство поставили автомобиль-лесовоз МАЗ-5434; в 1985 — трехосный тягач МАЗ-6422 и автомобиль-самосвал МАЗ-5551; в 1986 - шасси МАЗ-5337; в 1987 -бортовой автомобиль МАЗ-53371; в 1988 — бортовой автомобиль МАЗ-5336 с удлиненной платформой. Более того, в последующие два-три года завод модернизировал автомобили в целом довольно хорошего семейства МАЗ-6422. Начался период семейства МАЗ-64221. У его моделей — откидная решетка передней панели кабины, новая панель приборов, модернизированные передние оси, задние мосты, рама и тормозная система.

За создание и постановку на производство автомобилей этого семейства группа работников предприятия была удостоена Государственной премии Республики Беларусь.

В настоящее время МАЗ выпускает более 200 моделей и модификаций автомобилей и автопоездов для междугородных и международных перевозок, самосвалов, лесовозных тягачей повышенной проходимости, шасси под комплектацию кранами, бетоносмесителями, цистернами, топливозаправщиками и др., а также 10 моделей автобусов более 30 их модификаций. Кроме того, 30 моделей и модификаций прицепов и полуприцепов различного назначения.

После разработки и освоения в производстве нового восьмицилиндрового двигателя ЯМЗ-7511 и его модификаций ЯМЗ-236НЕ2/БЕ2 и ЯМЗ-238ДЕ2, соответствующих нормам "Евро-2", автомобили с этими двигателями стали главным направлением в работе всех служб МАЗа. Результаты данной работы известны.

Так, с 2000 г. автозавод выпускает трехосный седельный тягач МАЗ-642208 с двигателем ЯМЗ-7511; начиная с 2001 г. силовые агрегаты ЯМЗ-238ДЕ2 и ЯМЗ-7511 устанавливает на двухосные тягачи. Под новые дизели ЯМЗ созданы конструкции двух- и трехосных самосвалов, предназначенных для работы в составе автопоездов. Например, тягач МАЗ-555102 с двигателем ЯМЗ-236НЕ2 мощностью 169 кВт (230 л. с.) может работать с двухосным прицепом-самосвалом МАЗ-8571; седельный тягач МАЗ-544003 с малой кабиной и рессорной подвеской — с двухосным полуприцепом МАЗ-931010, имеющим систему трехсторонней разгрузки.

Дизели ЯМЗ, отвечающие требованиям норм "Евро-2", устанавливаются на всю гамму автомобилей МАЗ. В частности, дизели мощностью 243 кВт (330 л. с.) и 295 кВт (400 л. с.) — на автомобили и тягачи 4x2 и 6x4 полной массой 40—44 т, а также полноприводные (6 х 6) самосвальные и лесовозные автопоезда; дизели мощностью 169 кВт (230 л. с.) и 184 кВт (250 л. с.) — на автомобили и автопоезда полной массой до 34 т, двухосные самосвалы, шасси, автомобили для коммунальных служб, городские, пригородные и туристические автобусы.

Ведутся опытно-конструкторские работы по созданию серийной автомобильной техники с дизелями "Дойц" мощностью 125, 140 и 210 кВт (170, 190 и 285 л. с.), соответствующими нормам "Евро-3".

Очень важное место в работе конструкторской службы МАЗа стала занимать подготовка конструкторской документации на специализированные автомобили и шасси под различные надстройки, по которой выпускаются отдельные партии автомобильной техники. Это — полноприводный многоцелевой автомобиль высокой проходимости и на его базе — седельный тягач для перевозки грузов в условиях бездорожья и в климатических условиях Крайнего Севера и Сибири; автопоезд-сортиментовоз на базе тягача 6x4 и прицепа; седельный автопоезд в составе тягача 6 х 4 и трехосного полуприцепа грузоподъемностью 28—30 т для лесной промышленности, трехосный самосвал 6x6 грузоподъемностью 20 т и др. Но главной задачей как было, так и остается создание более прогрессивных конструкций АТС. Например, уже созданы АТС следующего поколения (семейства МАЗ-6430) — двух- и трехосные седельные тягачи МАЗ-544008 и МАЗ-3068 с двигателями ЯМЗ-7511, а также МАЗ-544020 и МАЗ-643008 с двигателями МАН, предназначенные для междугородных и международных перевозок. Благодаря этому решается задача удовлетворить запросы всех потенциальных заказчиков: основная часть новых АТС комплектуется более дешевыми и приспособленными к эксплуатации в условиях СНГ новыми дизелями ЯМЗ мощностью 294 кВт (400 л.с.), а остальные — более дорогими, отвечающими пожеланиям потребителей, дизелями фирмы МАН (мощность 294, 302 и 339 кВт, или 400, 410 и 460 л. с.) уровня "Евро-3".

При разработке нового поколения автомобилей специалисты завода преследовали единственную цель — создать наиболее рентабельный по совокупности свойств среди имеющихся на рынке стран СНГ грузовой автомобиль. И это удалось. Новая техника дешевле западных аналогов; сопоставима с ними по технико-эксплуатационным параметрам; удовлетворяет всем требованиям безопасности и экологии. Главное же, сегодня МАЗ может предложить ряд модификаций, созданных на базе нового семейства МАЗ-6430 и предназначенных для выполнения конкретных видов работ.

В этих автомобилях гораздо большие возможности для продуктивной работы водителя: кабина функциональна, комфортабельна, обладает более высоким уровнем безопасности; в них обеспечено уникальное сочетание экономичности машины и комфорта для ее водителя. В итоге поставленная цель достигнута: потребитель получил автомобиль такого уровня, что его бизнес действительно становится конкурентоспособным.

Флагман нового модельного ряда — автомобиль МАЗ-544069 в комплектации с силовым агрегатом МАН D2866 LF25 (мощность 302 кВт, или 410 л. с.), который по содержанию вредных веществ в отработавших газах соответствует последним европейским требованиям.

В рамкам Союзной (российско-белорусской) программы "Развитие дизельного автомобилестроения" Ярославский моторный завод работает, как известно, над созданием дизелей, отвечающих нормам "Евро-3". Например, в 2003 г. был изготовлен опытный образец двигателя ЯМЗ-658 мощностью 309 кВт (420 л. с.), который установили на автомобиле МАЗ-544008 и показали на "Автосалоне-2003". Сейчас этот автомобиль проходит испытания.

Практически все агрегаты, узлы и системы автомобилей семейства МАЗ-6430 — новой конструкции, что обеспечивает ему основные технико-эксплуатационные параметры, сопоставимые с таковыми зарубежных аналогов. Так, ресурс автомобилей этого семейства с первых дней выпуска составил 800 тыс. км пробега, а в ближайшем будущем достигнет 1 млн км. В кабине магистрального тягача — все условия для полноценного отдыха водителей: широкая и удобно расположенная нижняя полка скорее напоминает домашний диван, чем спальное место в автомобиле; под ней по заказам устанавливается холодильник; над лобовым стеклом предусмотрено пространство, в котором можно поместить портативный телевизор и автомобильную микроволновую печь.

Очень важно, что сегодня у МАЗа есть тягачи, которые по цене и технико-эксплуатационным показателям могут полностью удовлетворить международных перевозчиков стран СНГ.

Одновременно с двухосными и трехосными седельными тягачами созданы и бортовые тягачи 4 х 2 и 6 х 4 с двигателями ЯМЗ-7511, ЯМЗ-238ДЕ2, причем тягач МАЗ-534008 выполнен с правым расположением руля, что дает возможность экспорта его в страны с левосторонним дорожным движением.

Наряду с магистральными автопоездами конструкторы занимаются и специализированными АТС.

Первым из них стал самосвальный автопоезд грузоподъемностью до 39,5 т в составе автомобиля-тягача 6x4, имеющего кузов с трехсторонней разгрузкой, и двухосного прицепа с боковой разгрузкой. (Он сейчас проходит испытания.) За ним последовали бортовой и седельный тягачи 4x2 для автопоездов полной массой 30—36 т, оборудованные новой короткой кабиной с одним спальным местом и двигателями ЯМЗ и ММЗ мощностью 169, 184, 199 и 221 кВт (230, 250, 270 и 300 л. с.). И нельзя не отметить, что на МИМС-2002 в номинации "Лучший грузовик" первое место было присуждено именно одному из них — седельному тягачу МАЗ-544003.

Еще в 2000—2001 гг. под эгидой АСМАП (Ассоциации международных автомобильных перевозчиков) России завод провел эксплуатационные, методом международных перевозок грузов, испытания опытного образца автопоезда МАЗ-544020+97583, изготовленного в 1997 г. в ОАО "Совтрансавто-Брянск". В целом по их результатам специалисты сделали вывод: "испытанный опытный седельный тягач МАЗ-544020 по своим основным технико-эксплуатационным параметрам, влияющим на грузоподъемность, средние скорости движения, расход топлива и транспортную работу (производительность), сопоставим со сравниваемыми зарубежными аналогами".

Для удовлетворения потребностей Белоруссии и экспортных поставок автомобилей для массовых городских, пригородных и региональных перевозок завод в 2000—2001 гг. создал конструкцию и начал производство нового класса среднетоннажных (грузоподъемность 4,5—5 т) автомобилей МАЗ-437040 с двигателем ММЗ мощностью 100 кВт (136 л.с.), имеющих либо тентовые, либо жесткие кузова вместимостью 30 и 35 м3. В проектировании и расчетах использовалась самая современная компьютерная техника, что позволило в кратчайшие сроки разработать конструкторскую документацию и изготовить опытные образцы этих АТС, а еще через несколько месяцев — начать выпуск их промышленной партии.

Результатом признания высокого технического уровня и потребительских качеств автомобиля МАЗ-4370 стало присуждение ему в мае 2003 г. первого места на IV международной демонстрационной выставке "Коммерческий транспорт" в номинации "Лучший коммерческий автомобиль 2003 года в России".

В этом году МАЗ планирует устанавливать на сред-нетоннажные автомобили двигатель ММЗ мощностью 114 кВт (155 л. с.), что повысит их тягово-скоростные качества и топливную экономичность. Кроме того, уже начата разработка самосвалов для строительных и сельскохозяйственных работ, а в дальнейшем планируется организация производства и полноприводных их модификаций, и гаммы шасси под различного рода надстройки для коммунального, дорожного хозяйства и других отраслей. Наконец, чтобы повысить эффективность использования среднетоннажных автомобилей при перевозке грузов малой плотности, на их базе разрабатываются автопоезда. Один из уже созданных МАЗ-437141+837300 грузоподъемностью 9,6 т и кузовом вместимостью 71 м3 на "Автосалоне-2003" был признан "Лучшим грузовиком Автосалона-2003". Его тягач уже оборудован двигателем ММЗ мощностью 118 кВт (155 л. с.), новыми высококомфортабельной трехместной кабиной с откидным спальным местом, рулевым механизмом интегрального типа, электронно-пневматической системой "круиз-контроль", бортовой системой контроля и диагностики. Его производительность в условиях региональных и международных перевозок на 80 % выше, чем у одиночного автомобиля.

Для всей гаммы автомобилей нового семейства осваивается соответствующий прицепной состав, включающий общетранспортные и самосвальные прицепы и полуприцепы, контейнеровозы, сортиментовозы и шасси под комплектацию. Причем при создании общетранспортных полуприцепов особое внимание уделено увеличению вместимости кузовов и снижению снаряженной массы, повышению надежности и обеспечению ресурса 800—1000 тыс. км. Например, у полуприцепов перспективных моделей вместимость кузовов составляет 85, 89 и 92 м3; они агрегатируются с тягачами, имеющими высоту седла соответственно 1250, 1150 и 1050мм.

Филиал МАЗа по производству автобусов, АМАЗ, в 2004 г. продолжает работы над новыми моделями своей продукции. В частности, на производство поставлены мобильный санитарно-гигиенический комплекс МАЗ-163; оборудованные двигателем "Мерседес ОМ906 LА", соответствующим нормам "Евро-3", городской низкопольный автобус МАЗ-103-062; сочлененный автобус МАЗ-105-60 длиной 18 м и городской низкопольный автобус МАЗ-107-60 с самоустанавливающейся третьей осью; машинокомплект троллейбуса МАЗ-103ТМК, выпускаемого по кооперации с РУП "Белкоммунмаш".

Свои новые разработки — автопоезд повышенной грузовместимости (110 м3) для междугородных и международных перевозок в составе двухосного автомобиля с двигателем ЯМЗ ("Евро-3") и трехосного прицепа, а также первые автобусы второго поколения (МАЗ-256 среднего класса и междугородный МАЗ-251) — завод намерен показать на МИМС-2004.

Успех на рынке автомобильной техники определяется способностью ее изготовителей реагировать на изменения конъюнктуры, т. е. оперативно разрабатывать и осваивать в производстве модели и модификации, пользующиеся повышенным спросом. МАЗ, как видим, постепенно учится решать эти задачи: на ближайшие четыре года он намечает поставлять потребителям -80 моделей автомобильной техники.